Главная » Файлы » Мои файлы |
18.01.2014, 16:03 | |
Ведущий метод обучения детей с глубокой (умеренной) умственной отсталостью - это наглядно- практический метод. Включает в себя: · обязательность игровой формы проведения большинства видов работы, · предметно - практическую деятельность учащихся, · частую смену видов деятельности, · цикличную повторяемость материала в течение всего процесса обучения, · регулярную артикуляционную гимнастику речевого аппарата на всех устных предметах, · проведение физкультурных, ритмических упражнений, выполняемых под песенку, · пальчиковую гимнастику на уроках труда, письма, ИЗО, гигиены. Обучение и воспитание в основном ведётся по подражанию, по принципу «Делай, как я». Использую следующие приёмы: • подключение возможно большего количества анализаторов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического, обонятельного и вкусового); • узнавание предметов на ощупь («Волшебный мешочек», фактурные таблицы); • узнавание предметов по вкусу и запаху («Что попало к нам в роток, что попало на зубок» и т.д.); • понимание слов, обозначающих сенсорные эталоны; • использование натуральной наглядности, объемных моделей предметов; • формирование образов-представлений в деятельности, в процессе совместного с ребенком исследования, обыгрывания предмета. Последовательно даются ответы на вопросы: «Что это?», «Что с ним делать?», «Что у него есть (какие части)?», «Зачем он нужен?», «Какой он?»). Таким образом, на чувственной основе формируется понимание слов, обозначающих предметы, их части, действия и признаки; предъявление предмета в различных вариантах. После того как ребёнок научится узнавать предметные изображения, возможна работа с сюжетными изображениями: • узнавание действий на сюжетных фотографиях, на которых представлен сам ребёнок или его близкие; • узнавание элементарных сюжетных изображений (один герой выполняет действие с каким-то предметом либо предметами); • понимание смысла сюжетных картин; • компьютерные игры, где на многоэлементной сюжетной картинке ребенку предлагается найти то или иное изображение. При правильном выполнении задания мы щелкали мышкой по изображению, и оно «оживало» - выполняло озвученные движения . Пример. Игра «Угадай-ка». Цель: обучение ребенка умению соотносить жест с орудием и сюжетной картинкой. Ход игры. Перед педагогом простые сюжетные картинки с изображением действий (режет, шьет, пишет, пилит и т.д.) выложены изображением вниз. Перед ребенком в ряд выставлены игрушки – орудия действия (игрушечные ножик, иголка, ручка, пила и др.). Педагог открывает картинку и, не показывая её ребенку, изображает действие. Ребенок отгадывает действие, указывая на соответствующий предмет, и, при возможности, оречевляет ответ. Правильность ответа проверяется по картинке. Затем педагог и ребенок меняются ролями. Впоследствии сюжетные изображения заменяются схематичными (пиктограммами). Эта же игра проводится затем при развитии навыков общения в модели «ребенок – ребенок». Затем переходим к работе с серией сюжетных картинок (с безречевыми детьми – при развитии понимания смысла текстов, с детьми, владеющими речью, - в ходе развития экспрессивной речи). Работа над сюжетом проводится поэтапно: • понимание и обыгрывание сюжета с помощью реальных игрушек; • с помощью настольного театра; • с помощью контурных плоскостных изображений; • переход к серии сюжетных картинок (педагог рассказывает сюжет, а ребенок по ходу рассказа определяет последовательность картинок; лишь после этого можно перепутать картинки и попросить ребёнка установить их последовательность). Количество сюжетных картинок постепенно увеличивается (начиная с 2 картинок). Следующий этап – работа с пиктографическими изображениями. Приёмы: • идентификация символа; • соотнесение пиктограммы и предмета, пиктограммы и фотографии; • выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других; • выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других; • «обучение» игрушки-посредника выбору пиктограммы; • разъяснение значения пиктограммы с опорой на реальные предметы, действия, ситуации; • соотнесение значения пиктограммы с предметными и сюжетными картинками; • логические задания с пиктограммами: классификация, исключение лишнего. При работе с пиктограммами обучаю построению последовательностей из нескольких знаков: • выкладывание пиктограмм в той последовательности, в какой произносились слова (помогаем игрушке-посреднику написать письмо); • выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того, которое произносит педагог; • соотнесение по парам пиктограмм, обозначающих действия и предметы либо предметы и признаки (есть – яблоко, пить – стакан, большой – дерево, маленький – цветок и т.д.); • закончи предложение (на материале пиктографических изображений); • исправь ошибку в предложении (на материале пиктографических изображений); • составление последовательности пиктограмм по сюжетной картинке, демонстрируемому предмету или действию. Пример. Игра «Так – не так». Цель: учить детей строить последовательность из двух знаков при параллельном употреблении жеста и пиктограммы. Ход игры. Перед педагогом выложены пиктограммы «большой», «маленький» изображением вниз. У ребенка – "чудесный мешочек" с муляжами предметов. Ребенок наугад вынимает один из муляжей, педагог также наугад возле муляжа выкладывает пиктограмму изображением вниз. Педагог указывает на муляж и называет его («капуста»), задает вопрос: «Какая?» - и открывает пиктограмму, затем стимулирует ребенка с помощью жеста изобразить значение пиктограммы. Затем педагог в уменьшительной либо увеличительной интонации озвучивает всю составленную последовательность и спрашивает ребенка: «Правильно?». Ребенок отвечает. В случае несовпадения пиктограммы и размера предмета ошибка исправляется. Затем ребенок и педагог меняются ролями. Ситуация проигрывается также в модели общения «ребенок – ребенок». Так же проводится работа над развитием зрительного анализа и синтеза: • конструирование из фигур и палочек (выкладывание по заданному трафарету; рядом с образцом; после разбора образца, но без непосредственной опоры на него); • узнавание частей предмета на изображении, определение недостающей части неполного предметного изображения или недостающего предмета на элементарном сюжетном изображении (игра «Чего не хватает?»). Пример. Игра «Чего не стало, что изменилось?». Содержание. Перед ребенком выставляется несколько игрушек (количество зависит от возможностей ребенка), ребенок запоминает последовательность, затем закрывает глазки. Игрушки либо убираются (чего не стало), либо меняются местами (что изменилось). Затем ребёнок восстанавливает первоначальную последовательность. | |
Просмотров: 1879 | Загрузок: 0 | Комментарии: 22 | |
Всего комментариев: 5 | ||||||
| ||||||