Главная » Статьи » Мои статьи |
В последнее время в педагогическом мире часто звучит слово «инклюзия». В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. До 2003 года в Чувашской Республике
дети-инвалиды, не усвоившие программу коррекционной школы VIII вида, по решению психолого-медико-педагогической
комиссии выводились из учебного образовательного учреждения, как необучаемые. В соответствии с Федеральным
Законом «Об образовании» в целях социальной защиты детей и подростков с
отклонениями в развитии, удовлетворения запросов родителей детей и подростков
на базе МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №15 VIII вида г. Чебоксары» был открыт
первый в Чувашской Республике специальный класс для детей с глубокой умственной
отсталостью (приказ управления образования администрации г. Чебоксары № 189 от
20.10.2003 г.). В
принципе это и есть первые зачатки инклюзии в коррекционном образовании:
коллектив детей с глубокой умственной отсталостью обучается и воспитывается
среди детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. На основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом МО РФ от
10.04.2002 № 29/2065-П, разработан учебный план специального класса для детей с
глубокой умственной отсталостью. Обучение, воспитание учащихся, коррекционная
работа осуществляется в соответствии с Типовым положением о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучения воспитанников с
отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
12.03.1997 № 288, и другими действующими нормативными документами. Наполняемость классов обеспечивается республиканской психолого - медико-педагогической комиссией.
В настоящее время в классе обучается 7 учащихся. По нормативным документам их
должно быть не больше 10 человек. Первая рабочая Программа обучения детей с глубокой умственной отсталостью была разработана
на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей специальных
(коррекционных) образовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательных школ) № 486 г. Москвы и № Специальный класс открыт в помещении,
оборудованном с учетом специфики детей с глубокой умственной отсталостью.
Обучение детей строго индивидуализировано, направлено на развитие необходимых
для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых
навыков, коррекцию нарушений психофизического развития. В I-IV классах формирование знаний об окружающем мире сочетается с развитием
речи учащихся, обучением грамоте, счету, а также с привитием навыков
самообслуживания, ручного труда. Для фиксирования результатов обучения с 2007
года формируются портфолио достижений обучающихся. Методика обучения детей с
глубокой умственной отсталостью: игровая форма проведения большинства видов
работы; ведущая роль предметно-действенного метода обучения с опорой на
конкретный дидактический материал, детальное расчленение учебного материала на
элементы и постепенное его обобщение, индивидуализации обучения и т. д. Опыт работы с детьми данной
категории показал, что целенаправленная коррекционно-воспитательная работа с
детьми младшего возраста дает положительные результаты в плане развития их
личностных качеств и познавательной деятельности. Поведение многих учащихся стало
упорядоченным, они научились выполнять режимные моменты, следовать указаниям учителя.
Следует отметить стремление
некоторых учащихся оказывать
помощь одноклассникам. Учащиеся стали более инициативны и самостоятельны,
адекватны в различных ситуациях.
Принимают активное участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Определенная положительная динамика
наблюдалась в развитии познавательной деятельности. У детей появилась
элементарная ориентировка в окружающем, они знают назначение отдельных
помещений школы, могут назвать свой домашний адрес, рассказать, с кем живут, а
некоторые могут сообщить, где работают их родители. Есть все основания полагать, что
в результате специального обучения и воспитания дети достигают определенных
успехов в усвоении программы не только начальных классов. Положительный опыт обучения и воспитания детей
с глубокой умственной отсталостью доказывает, что предложенная форма
интегративного подхода (социальной интеграции) в обучении этих детей весьма
перспективна, ведь для них обучение возможно только в специальной школе.
Преимущества социальной интеграции (раздельное обучение в одном учреждении,
совместное проведение внеклассной деятельности) очевидны: дети живут в семье,
воспитываются в нормальных средовых условиях, родители непосредственно
участвуют в воспитании своих детей. В условиях социальной интеграции ребенок
может получить всё необходимое для обучения и коррекции. Коррекционные школы
имеют специальное оборудование, обеспечены определенным уровнем специальных
(коррекционных) технологий, медиков, психологов, логопедов. До 2011-2012 учебного дети данной категории, обучались в коррекционной школе четыре года, получали начальное общее
образование и, по окончании IV класса, справку
установленного образца. В настоящее время продлён срок обучения детей с
глубокой умственной отсталостью до IX класса: в V-IX классах продолжится
обучение общеобразовательным предметам и
начнётся трудовая подготовка учащихся. Новое
направление трудового обучения – картонажно-переплетное дело. В помощь родителям,
воспитывающим ребенка с глубокой умственной отсталостью, организованы
консультации с целью получения практических сведений о воспитании и обучении
детей с особыми потребностями. Таким
образом, опыт работы с детьми, имеющими глубокие интеллектуальные нарушения,
показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают
социальными формами поведения и несложными видами труда, способны усваивать
грамоту, счет, у них формируются и развиваются различные формы коммуникации.
Педагогическая работа с ними должна проводиться по специальным программам
учителями-дефектологами, использующими соответствующие принципы и методы
коррекции, так как ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОСНОВА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
| |
Просмотров: 347 | |
Всего комментариев: 0 | |