Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ИНКЛЮЗИЯ

В последнее время в педагогическом мире часто звучит слово «инклюзия».

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

До 2003 года в Чувашской Республике дети-инвалиды, не усвоившие программу коррекционной школы VIII вида, по решению психолого-медико-педагогической комиссии выводились из учебного образовательного учреждения, как необучаемые. В соответствии  с Федеральным Законом «Об образовании» в целях социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии, удовлетворения запросов родителей детей и подростков на базе МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №15 VIII вида г. Чебоксары»  был открыт первый в Чувашской Республике специальный класс для детей с глубокой умственной отсталостью (приказ управления образования администрации г. Чебоксары № 189 от 20.10.2003 г.). В принципе это и есть первые зачатки инклюзии в коррекционном образовании: коллектив детей с глубокой умственной отсталостью обучается и воспитывается среди детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. На основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом МО РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П, разработан учебный план специального класса для детей с глубокой умственной отсталостью. Обучение, воспитание учащихся, коррекционная работа осуществляется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучения воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288, и другими действующими нормативными документами.

Наполняемость классов обеспечивается  республиканской   психолого - медико-педагогической комиссией. В настоящее время в классе обучается 7 учащихся. По нормативным документам их должно быть не больше 10 человек.

Первая рабочая Программа обучения детей с глубокой умственной отсталостью была разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей специальных (коррекционных) образовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательных школ) № 486 г. Москвы и № 14 г. Орла. В настоящее время рабочая Программа дополнена  программно- методическими материалами под редакцией И.М. Бгажноковой.

 Специальный класс открыт в помещении, оборудованном с учетом специфики детей с глубокой умственной отсталостью. Обучение детей строго индивидуализировано, направлено на развитие необходимых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию нарушений психофизического развития. В I-IV классах формирование знаний об окружающем мире сочетается с развитием речи учащихся, обучением грамоте, счету, а также с привитием навыков самообслуживания, ручного труда. Для фиксирования результатов обучения с 2007 года формируются портфолио достижений обучающихся.

Методика обучения детей с глубокой умственной отсталостью: игровая форма проведения большинства видов работы; ведущая роль предметно-действенного метода обучения с опорой на конкретный дидактический материал, детальное расчленение учебного материала на элементы и постепенное его обобщение, индивидуализации обучения и т. д.

Опыт работы с детьми данной категории показал, что целенаправленная коррекционно-воспитательная работа с детьми младшего возраста дает положительные результаты в плане развития их личностных качеств и познавательной деятельности.

Поведение многих учащихся стало упорядоченным, они научились выполнять режимные моменты,  следовать указаниям   учителя.  Следует   отметить   стремление   некоторых   учащихся оказывать помощь одноклассникам. Учащиеся стали более инициативны и самостоятельны, адекватны  в различных ситуациях. Принимают активное участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

 Определенная положительная динамика наблюдалась в развитии познавательной деятельности. У детей появилась элементарная ориентировка в окружающем, они знают назначение отдельных помещений школы, могут назвать свой домашний адрес, рассказать, с кем живут, а некоторые могут сообщить, где работают их родители.

Есть все основания полагать, что в результате специального обучения и воспитания дети достигают определенных успехов в усвоении программы не только начальных классов.

Положительный опыт обучения и воспитания детей с глубокой умственной отсталостью доказывает, что предложенная форма интегративного подхода (социальной интеграции) в обучении этих детей весьма перспективна, ведь для них обучение возможно только в специальной школе. Преимущества социальной интеграции (раздельное обучение в одном учреждении, совместное проведение внеклассной деятельности) очевидны: дети живут в семье, воспитываются в нормальных средовых условиях, родители непосредственно участвуют в воспитании своих детей. В условиях социальной интеграции ребенок может получить всё необходимое для обучения и коррекции. Коррекционные школы имеют специальное оборудование, обеспечены определенным уровнем специальных (коррекционных) технологий, медиков, психологов, логопедов.

До 2011-2012 учебного  дети данной категории, обучались в коррекционной  школе  четыре года, получали начальное общее образование и, по окончании IV класса, справку установленного образца. В настоящее время продлён срок обучения детей с глубокой умственной отсталостью до IX класса: в V-IX классах продолжится обучение общеобразовательным предметам и  начнётся трудовая подготовка учащихся. Новое направление трудового обучения – картонажно-переплетное дело.

В помощь родителям, воспитывающим ребенка с глубокой умственной отсталостью, организованы консультации  с целью получения  практических сведений о воспитании и обучении детей с особыми потребностями.

Таким образом, опыт работы с детьми, имеющими глубокие интеллектуальные нарушения, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными формами поведения и несложными видами труда, способны усваивать грамоту, счет, у них формируются и развиваются различные формы коммуникации. Педагогическая работа с ними должна проводиться по специальным программам учителями-дефектологами, использующими соответствующие принципы и методы коррекции, так как ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОСНОВА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Света (12.01.2014)
Просмотров: 347 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: