Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

«Коррекционная работа на уроках растениеводства в классе для обучающихся с глубокой (умеренной) умственной отсталостью»

«Ум, сердце и руки –

вот что нужно развивать

в детях как единое целое.

Ш.Амонашвили

            Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека,  которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.

            До 2011-2012 учебного  дети с глубокой (умеренной) умственной отсталостью обучались в КС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1» Минобразования Чувашии четыре года, получали начальное общее образование и, по окончании IV класса, справку установленного образца. В настоящее время продлён срок обучения детей с глубокой умственной отсталостью до IX класса: в V-IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и  с V класса начинается трудовая подготовка обучающихся. Содержание обучения на данном этапе направлено на расширение социального опыта учащихся, прочное усвоение трудовых навыков, профессиональную ориентацию.

            С 2014-2015 учебного года было введено для данной категории обучающихся новое направление трудового обучения – растениеводство. В V классе в соответствии с Учебным планом,    Календарным учебным графиком КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1» Минобразования Чувашии на 2014/2015 учебный год, предусматривалось  изучение технологии (Растениеводство)  в количестве 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебных недели), в VI классе в соответствии с Учебным планом,    Календарным учебным графиком БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии на 2015/2016 учебный год предусматривается  изучение технологии  (Растениеводство)  в количестве 204 часов в год (6 часов в неделю, 34 учебных недели). Основой для разработки рабочей программы послужили Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.: В2сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб.2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. 5-9 классов // Под редакцией И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013)

Данный курс преследует цель: подготовить учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

При этом решаются следующие задачи:

  • Ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних растений и древесно- кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве.
  • обучение технологии выращивания однолетних цветковых растений,  как через рассаду, так и непосредственно посевом семян в открытый грунт;
  • ознакомление с назначением и устройством граблей, лопаты и мотыги, обучение безопасным приёмам работы с ручным с/х инвентарём;
  • коррекция недостатков в развитии;
  • воспитание трудолюбия.

При составлении курса были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.

Преподавание курса растениеводства в VI классе связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта (природоведением, естествознанием, математикой) и опирается на их содержание.

Содержание курса состоит из разделов предполагающих участие учащихся в сборе семян однолетних крупносеменных цветковых растений. В разделах  «Сбор семян садовых цветковых растений» и «Изготовление тары для хранения крупных партий семян» даются сведения о способах очистки семян, изготовление тары для их хранения.

Раздел  «Уход за комнатными растениями» даёт знание и опыт работы по уходу за растениями в помещении.

Изучая раздел «Инвентарь для работы в цветнике», ребята получают сведения о назначении, устройстве, приёмах безопасной работы ручным с/х инвентарём.

Большое внимание в  VI классе уделяется многолетним цветковым растениям. Изучая  разделы  «Цветковые культуры, размножаемые вегетативно», «Однолетние и многолетние цветковые растения», «Зимующие многолетние цветковые растения», «Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений», «Ранневесенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями», обучающиеся  знакомятся с разнообразием и агротехникой возделывания многолетних цветковых культур через рассаду, а также посевом семян в грунт.

Отличительной чертой  данного курса является объединение двух государственных программ «Цветоводство и декоративное садоводство»  и раздела  «Растениеводство»  государственной программы «Сельскохозяйственный труд». Исключение раздела «Животноводство» программы «Сельскохозяйственный труд» обусловлено невозможностью создания животноводческой базы при школе и отсутствием вблизи расположенных животноводческих хозяйств. Наличие большого пришкольного участка с огородом, цветником, декоративными плодовыми деревьями и кустарниками позволяет доступно изучить темы данной  программы:

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является учет психолого-педагогических характеристик обучающихся с глубокой (умеренной) умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. Учитывая низкую работоспособность и быструю утомляемость данной категории детей, при выполнении практических работ для них снижается объем выполняемой работы, подбираются задания,  требующие меньших физических усилий, а также предоставляется дополнительное время отдыха.

Основные направления коррекционной работы:

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умения планировать деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

4.Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления( умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие навыков адекватного общения.

6.Развитие речи, овладение техникой речи.

7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-игра, урок - виртуальная экскурсия, урок-диалог, видеоурок, урок- практика.

Урок строится по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями. 

В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий. Например, первоначальные упражнения проводятся под руководством учителя, он исправляет ошибки, Дополнительно разъясняет то, что ученикам было недостаточно понятно. По мере  овладения правилом самостоятельность их увеличивается. Трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.

Характерен замедленный темп обучения. Необходимо осуществлять повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.

 Весь материал, который учитель даёт учащимся, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корригирующее влияние. Непосильный пониманию учащихся материал будет заучен механически, это не даст полезных результатов в обучении и развитии, а воспитает привычку запоминать без осмысления

 У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации, особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. Целостная картина изучаемого материала складывается не сразу, часто ученик не видит многих деталей и огромное значение имеет правильное применение наглядности.

Большое значение имеет наглядность в процессе обучения.

Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки, не отвлекая внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле, подаваться должны дозировано. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно. Умственно отсталый школьник имеет конкретно-образное мышление, важно соединить наглядность с практической деятельностью.

 Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Темп речи учителя особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро, ученик теряет нить рассказа и запутывается.

Работа с учебником является сложным видом умственной деятельности, и начинаться должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала учащиеся учатся находить названия учебника, условные обозначения, нужную страницу, иллюстрации, пояснения к ним, текст. Учащихся необходимо научить рациональным приёмам деятельности с аппаратом ориентировки учебной книги: введением, оглавлением, шрифтовыми выделениями, заголовками, абзацами. Важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в аппарате учебной книги, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы. Обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их.

  Коррекционная работа в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и  психологическую коррекцию.  Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов различного профиля, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Света (18.01.2016)
Просмотров: 538 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: