Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Проект по теме: «Новые формы контроля и оценки образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО»

Проблема: в связи с реализацией нового Стандарта возникла необходимость в разработке новых форм контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.

 

Цель: изучить и раскрыть новые формы контроля и оценки образовательных достижений обучающихся в рамках нового Стандарта на примере рейтинговой  накопительной системы, безотметочной системы оценивания.

 

Задачи:

  1. Изучить научную и методическую литературы по проблеме контроля и оценки достижения образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО.
  2. Дать сущную характеристику выражениям «формы контроля», «оценки образовательных достижений».
  3. Выяснить, что «говорит» ФГОС НОО о проблеме разработки и внедрения новых форм контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.
  4. Обобщить опыт педагогических коллег.
  5. Систематизировать собственный опыт работы по данной проблеме.
  6. Повысить профессиональный уровень компетенции по решению проблемы разработки и внедрения новых форм контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.
  7. Разработать новые формы контроля и критерии оценки образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с позиции ФГОС.

 

 

 

 

Содержание

                     ВВЕДЕНИЕ

  1. ФГОС НОО О ПРОБЛЕМЕ «НОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
    1. Сущная характеристика  понятий «форма контроля», «оценка образовательных достижений»
    2. Нормативное обеспечение ФГОС для обучающихся с ОВЗ по вопросу «Новые формы контроля и оценки образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС НОО»
  2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
    1. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
    2. Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
    3. Эффективные формы оценивания динамики учебных достижений обучающихся начальных классов:
      1. Портфолио
      2. Мониторинг образовательных достижений (Карты результативности)
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. ЛИТЕРАТУРА

 

 

Введение

 

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества»

В.А.Сухомлинский

 

Актуальность выбранной темы объясняется внедрением нового Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения обучающимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.

В связи с этим актуальной является проблема совершенствования контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования.

Целью данной работы является изучить и раскрыть новые формы контроля и оценки образовательных достижений обучающихся в рамках нового Cтандарта на примере рейтинговой  накопительной системы, безотметочной системы оценивания.

  1. ФГОС НОО О ПРОБЛЕМЕ «НОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

 

  1. Сущная характеристика понятий «форма контроля», «оценка образовательных достижений»

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требования стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечения качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и  обучающихся.

В обыденной речи учителей, учеников и их родителей не различаются выражения «получить отметку» (за контрольную работу) или «получить оценку» (этой же работы). Однако, согласно толковым словарям русского языка (см. Ожегов, Ушаков), слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка — это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка — это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика. Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков, чрезвычайно удобный для внешнего контроля над учебными заведениями, но выхолащивающий главное и в учительском, и в ученическом труде — сам процесс овладения знаниями, умениями, навыками. Склейка понятий «оценка» и «отметка» произошла хотя бы потому, что долгие годы наша страна имела единую общегосударственную систему оценивания: пятибалльную отметочную систему. [5]

Под оценкой результатов индивидуальных достижений понимают

процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев.

Форма контроля – это способ организации контроля. По периодичности контроля может быть:

  • входной контроль (в начале учебного года за курс предыдущего);
  • предупредительный контроль (перед проведением итоговых, контрольных работ, проверка готовности к школе, к новому учебному году);
  • текущих контроль (после изучения темы, результаты контроля учебного заведения за четверть, полугодие);
  • промежуточный контроль (аттестация в конце года в переводных классах);
  • итоговый контроль (экзамены в выпускных классах, результаты работы школы за год).

 

  1. Нормативное обеспечение ФГОС для обучающихся с ОВЗ по вопросу «Новые формы контроля и оценки образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС НОО»

 

С 01 сентября 2016 года Стандарты стали реализовываться во всех образовательных организациях, куда пришли дети с ОВЗ, и  являются основными нормативными документами, которые устанавливают единые государственные требования к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Что же «говорят» новые Стандарты о системе оценки достижения планируемых результатов?

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).

Стандарт является основой для:

1.7. Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;

осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;

2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

4.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы в соответствии с приложениями N N 1 к настоящему Стандарту.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850).

1.11. Стандарт является основой для:

 Проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;

2.9.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и развития их жизненной компетенции;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты его образования.

 

  1. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

Обучение детей с ОВЗ ведется по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  1. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных до­стижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений.

При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.

В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обу­чающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

На основе требований, сформулированных в Стандарте организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:

Таблица 1. Программа оценки личностных результатов

владение средствами коммуникации

 

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

 

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации с взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуни­кацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

 

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­тниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

 

3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.

6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Освоенные обучающимися даже незначительные по объему и эле­ментарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.

Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие);

по форме контроля (тест, контрольная работа, контрольный диктант, контрольное списывание, словарный диктант, устный счет, творческая работа).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

 «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций.

Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов освоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;

второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».

Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образо­вательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.

 

  1. Система оценки достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

 

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы реабилитации (СИПР), разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект»,

«не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

 

 

 

  1. Эффективные формы оценивания динамики учебных достижений обучающихся начальных классов
    1. Портфолио

Эффективной формой оценивания  динамики учебных достижений учащихся начальных классов является портфолио – коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами.

В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов, целесообразно включать следующие материалы:

  1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы.
  2. Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
  3. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса).
  4. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеурочной и досуговой деятельности.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:

  1. о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  2. о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  3. об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности  - мотивационно смысловой, познавательной, волевой и саморегуляции.
    1. Мониторинг образовательных достижений

(Карта результативности обучающегося)

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 1»

Минобразования Чувашии

 

КАРТА

отслеживания динамики освоения

знаний и умений ученика класса

для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

 

ФИО обучающегося, дата рождения

 

 

учитель начальных классов

Соколова Светлана Васильевна

 

 

 

Начато: _________________

Речь и альтернативная коммуникация

Раздел «Письмо»

Письмо /

Класс, уч.год

1 класс

2013/2014

2 класс

2014/2015

3 класс

2015/2016

4 класс

2016/2017

- узнавание изученной буквы

 

 

 

 

- написание изученной буквы по образцу

 

 

 

 

- написание изученных букв с печатного текста самостоятельно (по возможности)

 

 

 

 

- письмо открытых слогов под диктовку (по возможности)

 

 

 

 

- письмо закрытых слогов под диктовку (по возможности)

 

 

 

 

- написание слов, состоящих из 3х букв

 

 

 

 

- запись своего имени

 

 

 

 

- дополнение слога до слова

 

 

 

 

- составление предложений из прочитанных слов

 

 

 

 

Раздел «Альтернативное чтение»

Альтернативное чтение /

 Класс, уч.год

1 класс

2013/2014

2 класс

2014/2015

3 класс

2015/2016

4 класс

2016/2017

- нахождение заданной буквы среди других

 

 

 

 

- складывание букв из палочек

 

 

 

 

- узнавание правильно написанной буквы

 

 

 

 

- дополнение недостающего элемента буквы

 

 

 

 

- чтение слогов

 

 

 

 

- чтение слоговых таблиц

 

 

 

 

-образование и чтение слов из изученных слоговых структур

 

 

 

 

- соотнесение слова с предметом

 

 

 

 

- чтение предложений из 2-3 слов

 

 

 

 

- добавление в предложение недостающего слова

 

 

 

 

Математические представления

Математика /

Класс, уч.год

1 класс

2013/2014

2 класс

2014/2015

3 класс

2015/2016

4 класс

2016/2017

Количественные представления

 

 

 

 

- узнавание чисел от 1 до 10

 

 

 

 

- прямой счет в пределах 10

 

 

 

 

- обратный счет в пределах 10

 

 

 

 

- умение пользоваться калькулятором

 

 

 

 

- называние «соседей» числа

 

 

 

 

- сравнение чисел на числовой прямой

 

 

 

 

Представления о форме

 

 

 

 

-соотнесение плоскостных и объемных фигур по образцу

 

 

 

 

- обводка фигур по трафаретам

 

 

 

 

- обводка фигур по опорным точкам

 

 

 

 

- штриховка фигур

 

 

 

 

- объединение фигур в группы по форме

 

 

 

 

- вырезание по контуру круга и треугольника

 

 

 

 

Представления о пространстве

 

 

 

 

- определение сторон (верх, низ, право, лево)

 

 

 

 

-умение ориентироваться на листе бумаги

 

 

 

 

- соединение с помощью линейки двух точек

 

 

 

 

Представления о величине

 

 

 

 

- сравнение полосок по ширине, длине

 

 

 

 

- сравнение легких и тяжелых предметов (резко различающихся по весу)

 

 

 

 

Временные представления

 

 

 

 

- определение времени суток

 

 

 

 

- знание времен года

 

 

 

 

- знание дней недели

 

 

 

 

Решение примеров на калькуляторе с помощью учителя

 

 

 

 

- решение примеров на сложение в пределах 10

 

 

 

 

- решение примеров на вычитание в пределах 10

 

 

 

 

Решение арифметических задач

 

 

 

 

- понимание условия арифметической задачи

 

 

 

 

- составление краткой записи арифметической задачи

 

 

 

 

- решение арифметических задач в пределах 10

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, оценка, как средство обеспечения качества образования, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Изучение нового федерального государственного образовательного стандарта, знание содержания адаптированной основной общеобразовательной программы и особенностей обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) помогло в решении проблемы «Разработка новых форм контроля и оценки образовательных достижений обучающихся». В результате данной работы были подготовлены «Карта результативности обучающегося с умеренной умственной отсталостью на период обучения в начальной школе» 

  1. ЛИТЕРАТУРА
  2. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  3. Гомозова И.В., Фролова С.Н., Алексеева Т.Н. Система оценки достижений планируемых результатов ОП НОО в соответствии с образовательной программой// Методист. 2013. №9. С.60-68.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под редакцией А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2010
  5. Основная образовательная программа начального общего образования БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии
  6. Оценка без отметки. Под редакцией Г.А.Цукерман, 1999
  7. Приказ Министерства образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  9. Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.
Категория: Мои статьи | Добавил: Света (07.12.2016)
Просмотров: 2782 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: