Главная » Статьи » Мои статьи |
Аннотация
Данный урок проводился в классе для детей с умеренной умственной отсталостью. В адаптированной образовательной программе он занимает место в 3 классе, 3 четверти, в разделе «Работа с бумагой и картоном». Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей с умеренной умственной отсталостью координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие. Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей.
Введение
В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям. Содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями: о традициях чувашского народа, знание чувашского языка на доступном уровне данной категории детей, сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Дети с умеренной умственной отсталостью учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие. Именно на этом материале возможно формирование наглядного представления о реальной жизни и быте чувашского народа. Формирование трудовых навыков содействует общему развитию учащихся, способствует формированию культуры общения, развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей, самореализации учащихся и их социальной адаптации.
Основная часть
Занимательный труд. Тема урока: Работа с бумагой и картоном. Аппликация из геометрических фигур и элементов чувашского орнамента «Цыпленок Чăх чĕппи». Цель урока: Изготовить аппликацию «Цыплёнок Чăх чĕппи» из геометрических фигур и элементов чувашского орнамента. Задачи урока: 1.Обучающие: учить детей создавать композицию из вырезанных элементов, формировать умение располагать вырезанные детали на листе в определённом порядке и наклеивать их в соответствии с планом, познакомить с домашними птицами: курицей, цыплёнком, приобщить учащихся к культуре, традициям и реалиям чувашского края. 2.Коррекционно - развивающие: развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, развивать умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию, развивать тактильную память. 3.Воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к ней, воспитывать положительные качества личности, любовь и уважения к родному краю, чувашскому языку, как духовной ценности чувашского народа. Планируемые результаты: 1.Обучающиеся выполнят аппликацию из геометрических фигур и элементов чувашского орнамента. 2. Расширят знания о чувашском орнаменте. Оборудование: образец аппликации, технологическая карта, цветная бумага, заготовки чувашского орнамента, клей - ПВА, кисточки, чашечки для клея, клеёнки, нарукавники, загадки, презентация , компьютер, вырезанные детали, курица-игрушка, салфетки.
Ход урока: I. Организационный момент. Учитель: Прозвенел звонок, Начался урок. Тихонечко садимся. 1.Вводная часть а) Эмоциональный настрой Учитель: Отгадайте, о ком я спою песенку-загадку. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки жёлтые цыплятки. Ко – ко - ко, да ко - ко - ко. Не ходите далеко. Лапками гребите, Зёрнышки ищите. Учитель: Про кого я спела? Дети: Про курицу и цыплят. Учитель: Сегодня к нам на урок пришла вот такая красивая курица. (Показываю мягкую игрушку «Курица»). Но у курицы случилась беда - пропали цыплята. Чем мы сможем ей помочь? Дети: Надо поискать цыплят. б) Просмотр слайдов «Моя Чувашия» и беседа по сюжетам слайдов. Учитель: В каких краях будем искать цыплят? Дети: В родных краях. Учитель: Расскажем курочке о родном крае. Как называется наш край? Слайд №2. Дети: Чувашия. Учитель: На каком языке говорит чувашский народ? Дети: На русском и чувашском языках. Учитель: Вспомним чувашский язык: курица – чăх, цыпленок – чăх чĕппи. Слайд №3. Дадим нашему цыпленку имя и назовем его Чăх чĕппи. Учитель: Кем славится Чувашия? Дети: Людьми. Учитель: Трудолюбивый чувашский народ трудится на заводах. Слайд №4. На фабриках. Слайд №5. В поле. Слайд №6. 2016 год в Чувашской Республике объявлен годом человека труда. Слайд №7. В какой одежде изображены люди? Дети: В рабочей одежде. Учитель: А это какая одежда? Слайд №.8 Дети: Это женские платья. Это праздничная чувашская одежда. Учитель. Правильно. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Как чуваши делали вещи красивыми? Дети. Они украшали одежду вышивкой. Вышивали на ней разные красивые узоры. Учитель: На каких видах одежды вы видите чувашские узоры? Слайды №8, 9, 10. Дети: На платьях, рубашках, головных уборах. Учитель: А наш чувашский цыпленок Чăх чĕппи имеет элементы чувашского узора? Дети: Да. У него узор на крылышках, на ножках, на головке. Домик сделан из полосок чувашского орнамента. Учитель: Молодцы, ребята. Узор на крылышках и ножках обозначает силу нации. Узор на стенах домика обозначает братство, солидарность. А кто это изображен на крыше домика? Дети: Петушки. Учитель: Основной элемент чувашского узора – петухи. Они обозначают трудолюбие, жизнестойкость. Солнце- тепло, уют; треугольники - жилище, кров родного дома. 2.Постановка целей и задач урока Учитель: Ребята, поможем Чăх чĕппи вернуться в родной дом? Сегодня на уроке мы выполним аппликацию из геометрических фигур и элементов чувашского орнамента. Слайд №11. II. Основная часть. Работа над темой урока 1) Анализ образца. Учитель: Посмотрите на образец. Из каких геометрических фигур выполнен цыплёнок? Дети: Из кругов и треугольников. Учитель: Чем украсим цыпленка Чăх чĕппи и его домик? Дети: Чувашскими узорами. Учитель: Какой материал нам потребуется для выполнения этой работы? Дети: Альбомный лист, цветная бумага, заготовки чувашского орнамента. Учитель: Какого цвета нам нужна будет бумага. Дети: Белого, жёлтого, красного, чёрного. Учитель: Ребята, цвета в чувашском орнаменте тоже имеют свои значения: желтый – Солнце; красный - любовь, жизнь; белый - чистота, мудрость; черный - земля. Учитель: Какие свойства бумаги вы знаете? Дети: Бумагу можно рвать, резать, мять, сгибать, склеивать. Учитель: Чем будем приклеивать детали аппликации? Дети: Приклеивать будем клеем – ПВА или клеем- карандашом. 2) Правила техники безопасности при работе с клеем. Учитель: При работе с клеем пользуйтесь кисточкой. Берите то количество клея, которое потребуется для выполнения работы на данном этапе. Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом. Работайте на подложке, не пачкая парту. Учитель: Проверьте рабочее место. Все ли у вас есть на партах? Слайд №13. 3) Составление плана работы с опорой на технологическую карту. 1. Приклеить большой круг – «туловище» в центр листа. Слайд №14. 2. Приклеить маленький жёлтый круг - «голову» справа над туловищем. Слайд №15. 3. Приклеить маленький черный круг-«глаз» на маленький желтый круг. Слайд №16. 4. Приклеить маленький треугольник- «клюв» справа от маленького жёлтого круга. Слайд №17. 5. Приклеить большой треугольник - «ноги» под большим жёлтым кругом. Слайд №18. 6. Приклеить заготовку орнамента – «крылышко». Слайд №19. 7. Приклеить заготовку орнамента – «ножки». Слайд №20. 8. Приклеить заготовку орнамента – «гребешок». Слайд №21. 9. Приклеить 4 полоски с чувашским орнаментом – «стены домика». Слайд №22. 10. Приклеить 2 полоски с чувашским орнаментом – «крыша домика». Слайд №23. 11. Приклеить «Петушков». Слайд №24. 4) Гимнастика для пальчиков. Я здороваюсь везде, Дома и на улице. Даже, здравствуй, говорю я знакомой курице. (Пальчики правой руки по очереди «Здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.) Наша курочка гуляла Травку свежую щипала И пила водицу, прямо из корытца. (Ритмично наклоняют кист руки вниз, поднимают вверх, имитируя водопой курочки). 5) Ход выполнения работы без наклеивания деталей на лист. - Сложите детали- заготовки на листе по плану. Закройте глазки и запомните. Откройте глазки. Уберите заготовки с листа. 6) Практическая часть- наклеивание деталей на лист. Дети выполняют вместе с учителем. Индивидуальная помощь учащимся. Наклеиваем круги и треугольники. 7) Физкультминутка Шел цыпленок по дорожке, Прыгал он на тонкой ножке. А еще кружился смело, Крылышком махал умело. Он спешил к себе домой – К маме – курочке рябой. 8) Практическая часть - наклеивание деталей на лист. Дети выполняют вместе с учителем. Индивидуальная помощь учащимся. Наклеиваем элементы чувашского орнамента. 9) Отчёт о проделанной работе. -Учитель: Вот каких красивых цыплят мы склеили на уроке. Помогли курочке собрать цыплят? Дети: Да, помогли. Учитель: Молодцы, ребята! Обрадовалась курочка и захотела с вами спеть песенку. 10) Игра - танец. (Дети поют и показывают движения). Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки жёлтые цыплятки. Ко – ко – ко, да ко – ко - ко. Не ходите далеко. Лапками гребите, Зёрнышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы полное корытце. Ходят цыпки целый день, Наклонятся им не лень, Червяков не видно, Малышам обидно. -Ребята, и вы не уходите от своих родителей без разрешения, особенно в чужом, малоизвестном месте города. III. Заключительная часть. 1. Вывод урока: Учитель: Что мы сегодня нового делали на уроке? Дети: Мы делали аппликацию из бумаги цыпленка Чăх чĕппи. Учитель: Чем украшали Чăх чĕппи? Дети: Чувашскими узорами. 2. Рефлексия: - Вам интересно было работать? 3. Выставка работ. - Посмотрите, какие красивые цыплятки получились у вас. Курочка благодарит вас за то, что помогли ей найти Чăх чĕппи. 4. Домашнее задание: - И предлагает выполнить такую же аппликацию дома с мамой. 5. Уборка рабочего места.
Заключение
Урок построен на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности: изучением чувашского языка, чувашского орнамента. Деятельность учащихся и учителя направлена на реализацию учебно-воспитательных и коррекционных задач. Чувашское декоративно – прикладное искусство занимает достойное место среди культур других народов , постоянное общение с которым является первым шагом в освоении ребёнком богатств своей национальной культуры, подготовке к пониманию других форм культуры, воспитании любви к родному и близкому, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности. У каждого ребенка есть творческий потенциал, который, несомненно, будет реализован в процессе развития учебной идеи, заложенной в данном варианте урока.
Список использованных источников
Информационный портал о России "Страна тысячи народностей" 2014-2015 https://im0-tub ru.yandex.net/ http://xallyava.ru/images/Sowetskaya_epoha_2/Traktora_Kombayni/ https://im1-tub-ru.yandex.net/ http://media.nn.ru/data/forum/images/2007-11/7568664-nase_budusee.jpg http://www.culture21.ru/ http://malachit.dou21.ru/ http://picaboom.ru/wp-content/gallery/107-russkie/2020.jpg http://casual-clothes.ru/img/426/20130821234815578.jpg http://fb.bashenc.ru/CH/CHUVASHI_2.jpg http://forum.na-svyazi.ru/ http://3.bp.blogspot.com/ http://referat.znate.ru/ http://www.ami-informiert.de/uploads/ http://ru.chuvash.org/images/ | |
Просмотров: 394 | |
Всего комментариев: 0 | |