Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок технологии. Моя Чувашия.

Аннотация

 

Данный урок проводился в классе для детей с умеренной умственной отсталостью. В адаптированной образовательной программе он занимает место в 3 классе, 3 четверти, в разделе «Работа с бумагой и картоном». Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей с умеренной умственной отсталостью координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие.  Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей.

 

Введение

 

  В соответствии с государственной образовательной политикой Чувашской Республики одним из приоритетных направлений развития школ является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям. Содержание учебного материала, предусмотренного программой, в этом виде труда пополняется новыми познавательными сведениями: о традициях чувашского народа, знание чувашского языка на доступном уровне данной категории детей,  сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Дети с умеренной умственной отсталостью учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие. Именно на этом материале возможно формирование наглядного представления о реальной жизни  и быте чувашского народа. Формирование трудовых навыков содействует общему  развитию учащихся, способствует формированию культуры общения, развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей, самореализации учащихся и их социальной адаптации.

 

Основная часть

 

Занимательный труд.

Тема урока: Работа с бумагой и картоном. Аппликация из геометрических фигур и элементов чувашского орнамента «Цыпленок Чăх чĕппи».

Цель урока: Изготовить аппликацию «Цыплёнок Чăх чĕппи» из геометрических фигур и элементов чувашского орнамента.

Задачи урока:

1.Обучающие: учить детей создавать композицию из вырезанных элементов, формировать умение располагать вырезанные детали на листе в определённом порядке и наклеивать их в соответствии с планом, познакомить с домашними птицами: курицей, цыплёнком, приобщить учащихся к культуре, традициям и реалиям чувашского края.

2.Коррекционно - развивающие: развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, развивать умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию, развивать тактильную память.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к ней, воспитывать положительные качества личности, любовь и уважения к родному краю, чувашскому языку, как духовной ценности чувашского народа.

Планируемые результаты:

1.Обучающиеся  выполнят аппликацию из геометрических фигур и элементов чувашского орнамента.

2. Расширят знания о чувашском орнаменте.

Оборудование:  образец аппликации, технологическая карта, цветная бумага, заготовки чувашского орнамента,  клей - ПВА, кисточки, чашечки для клея, клеёнки, нарукавники, загадки, презентация , компьютер, вырезанные детали, курица-игрушка, салфетки.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Тихонечко садимся.

1.Вводная часть

а) Эмоциональный настрой

Учитель:

Отгадайте, о ком я спою песенку-загадку.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки

 жёлтые цыплятки.

Ко – ко - ко, да ко - ко - ко.

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Учитель: Про кого я спела?

Дети: Про курицу и цыплят.

Учитель: Сегодня к нам на урок пришла вот такая красивая курица. (Показываю мягкую игрушку «Курица»). Но у курицы случилась беда - пропали цыплята. Чем мы сможем ей помочь?

Дети: Надо поискать цыплят.

б) Просмотр слайдов «Моя Чувашия» и беседа по сюжетам слайдов.

Учитель: В каких краях будем искать цыплят?

Дети: В родных краях.

Учитель: Расскажем курочке о родном крае. Как называется наш край? Слайд №2.

Дети: Чувашия.

Учитель: На каком языке говорит чувашский народ?

Дети: На русском и чувашском языках.

Учитель: Вспомним чувашский язык: курица – чăх, цыпленок – чăх чĕппи. Слайд №3. Дадим нашему цыпленку имя и назовем его Чăх чĕппи.

Учитель: Кем славится Чувашия?

Дети: Людьми.

Учитель: Трудолюбивый чувашский народ трудится на заводах. Слайд №4.

На фабриках. Слайд №5. В поле. Слайд №6.

2016 год  в Чувашской Республике объявлен годом человека труда. Слайд №7. В какой одежде изображены люди?

Дети: В рабочей одежде.

Учитель: А это какая одежда? Слайд №.8

Дети: Это женские платья. Это праздничная чувашская одежда.

Учитель. Правильно. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Как чуваши делали вещи красивыми?

Дети. Они украшали одежду вышивкой. Вышивали на ней разные красивые узоры.

Учитель: На каких видах одежды вы видите чувашские узоры? Слайды №8, 9, 10.

Дети: На платьях, рубашках, головных уборах.

 Учитель: А наш чувашский цыпленок  Чăх чĕппи имеет элементы чувашского узора?

Дети: Да. У него узор на крылышках, на ножках, на головке. Домик сделан из полосок чувашского орнамента.

Учитель: Молодцы, ребята.  Узор на крылышках и ножках  обозначает силу нации. Узор на стенах домика  обозначает братство, солидарность. А кто это изображен на крыше домика?

Дети: Петушки.

Учитель: Основной элемент чувашского узора – петухи. Они обозначают трудолюбие, жизнестойкость. Солнце- тепло, уют;  треугольники - жилище, кров родного дома.

2.Постановка целей и задач урока

Учитель: Ребята, поможем Чăх чĕппи вернуться в родной дом? Сегодня на уроке мы выполним аппликацию из геометрических фигур и элементов чувашского орнамента.  Слайд №11.

II. Основная часть.

Работа над темой урока

1) Анализ образца.

Учитель: Посмотрите на образец. Из каких геометрических фигур выполнен цыплёнок?

Дети: Из кругов и треугольников.

Учитель: Чем украсим цыпленка Чăх чĕппи и его домик?

Дети: Чувашскими узорами.

Учитель: Какой материал нам потребуется для выполнения этой работы? Дети: Альбомный лист, цветная бумага, заготовки чувашского орнамента.

Учитель: Какого цвета нам нужна будет бумага.

Дети: Белого, жёлтого, красного, чёрного.

Учитель: Ребята, цвета в чувашском орнаменте тоже имеют свои значения:

желтый – Солнце; красный - любовь, жизнь; белый - чистота, мудрость; черный - земля.

Учитель: Какие свойства бумаги вы знаете?

Дети: Бумагу можно рвать, резать, мять, сгибать, склеивать.

Учитель: Чем будем приклеивать детали аппликации?

Дети: Приклеивать будем клеем – ПВА или клеем- карандашом.

2) Правила техники безопасности при работе с клеем.

Учитель: При работе с клеем пользуйтесь кисточкой. Берите то количество клея, которое потребуется для выполнения работы на данном этапе. Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом. Работайте на подложке, не пачкая парту.

Учитель: Проверьте рабочее место. Все ли у вас есть на партах? Слайд №13.

3) Составление плана работы с опорой на технологическую карту.

1. Приклеить большой круг – «туловище» в центр листа. Слайд №14.

2. Приклеить маленький жёлтый круг - «голову» справа над туловищем. Слайд №15.

3. Приклеить маленький черный круг-«глаз» на маленький желтый круг. Слайд №16.

4. Приклеить маленький треугольник- «клюв» справа от маленького жёлтого круга. Слайд №17.

5. Приклеить большой треугольник - «ноги» под большим жёлтым кругом. Слайд №18.

6. Приклеить заготовку орнамента – «крылышко». Слайд №19.

7. Приклеить заготовку орнамента – «ножки». Слайд №20.

8. Приклеить заготовку орнамента – «гребешок». Слайд №21.

9. Приклеить 4 полоски с чувашским орнаментом – «стены домика». Слайд №22.

10. Приклеить 2 полоски с чувашским орнаментом – «крыша домика». Слайд №23.

11. Приклеить «Петушков». Слайд №24.

4) Гимнастика для пальчиков.

Я здороваюсь везде,

Дома и на улице.

Даже, здравствуй, говорю

я знакомой курице.

(Пальчики правой руки по очереди «Здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.)

Наша курочка гуляла

Травку свежую щипала

И пила водицу, прямо из корытца.

(Ритмично наклоняют кист руки вниз, поднимают вверх, имитируя водопой курочки).

5) Ход выполнения работы без наклеивания деталей на лист.

- Сложите детали- заготовки на листе по плану. Закройте глазки и запомните. Откройте глазки. Уберите заготовки с листа.

6) Практическая часть- наклеивание деталей на лист.

Дети выполняют вместе с учителем. Индивидуальная помощь учащимся.

Наклеиваем круги и треугольники.

 7) Физкультминутка

Шел цыпленок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке.

А еще кружился смело,

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой –

К маме – курочке рябой.

8) Практическая часть - наклеивание деталей на лист.

Дети выполняют вместе с учителем. Индивидуальная помощь учащимся.

Наклеиваем элементы чувашского орнамента.

9)  Отчёт о проделанной работе.

-Учитель: Вот каких красивых цыплят мы склеили на уроке. Помогли курочке собрать цыплят?

Дети:  Да, помогли.

Учитель: Молодцы, ребята!  Обрадовалась курочка и захотела с вами спеть  песенку.

10) Игра - танец. (Дети поют и показывают движения).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки жёлтые цыплятки.

Ко – ко – ко, да ко – ко - ко.

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы полное корытце.

Ходят цыпки целый день,

Наклонятся им не лень,

Червяков не видно,

Малышам обидно.

-Ребята, и вы не уходите от своих родителей без разрешения, особенно в чужом, малоизвестном месте города.

III. Заключительная часть.

1. Вывод урока:

Учитель: Что мы сегодня нового делали на уроке?

Дети: Мы делали аппликацию из бумаги цыпленка Чăх чĕппи.

Учитель: Чем украшали Чăх чĕппи?

Дети: Чувашскими узорами.

2. Рефлексия: - Вам интересно было работать?

3. Выставка работ. - Посмотрите, какие красивые цыплятки получились у вас. Курочка благодарит вас за то, что помогли ей найти Чăх чĕппи.

4. Домашнее задание: - И предлагает выполнить такую же аппликацию дома с мамой.

5. Уборка рабочего места.

 

Заключение

 

Урок построен на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности: изучением чувашского языка, чувашского орнамента. Деятельность учащихся и учителя  направлена на реализацию учебно-воспитательных и коррекционных задач.  Чувашское декоративно – прикладное искусство занимает достойное место среди культур других народов ,  постоянное общение с которым является первым шагом в освоении ребёнком богатств своей национальной культуры, подготовке к пониманию других форм культуры, воспитании любви к родному и близкому, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности. У каждого ребенка есть творческий потенциал, который, несомненно, будет реализован в процессе развития учебной идеи, заложенной в данном варианте урока.

 

Список использованных источников

 

  1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988.
  2. Гаген- Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья: (материалы к энтогенезу) / Н.И. Гаген- Торн.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1960.
  3. Жачева Е.Н. «Композиция чувашских узоров// Халăх шкулĕ- Народная школа.2012. №4.
  4. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка в школе: учебно- методическое пособие. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014
  5. Искандеров Ф.В., Искандеров И.Ф.,  Костина Е.Ф. Азбука чувашских орнаментов и эмблем.
  6. Кузнецова Л.А. Ручной труд: Учебник по трудовому обучению для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. СПб., 2012.
  7. Кузнецова Л.А. Технология «Ручной труд», пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей. СПб., 2012.
  8. Меджитова Э.Д., Трофимов А.А. Чувашское народное искусство- Чăваш халăх искустви. Альбом. Чебоксары, 1981.
  9. Трофимов А.А. Цвет в чувашской вышивке// Чувашское искусство. Сб. статей ЧНИИ. Вып.3. Чебоксары, 1974.
  10. Программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  11. Чувашские национальные головные уборы и украшения:[ изоматериал] / авт.- сост. З.И. Воронова. Чебоксары, 2007.
  12.  

Информационный портал о России "Страна тысячи народностей" 2014-2015

https://im0-tub ru.yandex.net/

http://xallyava.ru/images/Sowetskaya_epoha_2/Traktora_Kombayni/

https://im1-tub-ru.yandex.net/

http://media.nn.ru/data/forum/images/2007-11/7568664-nase_budusee.jpg

http://www.culture21.ru/

http://malachit.dou21.ru/

http://picaboom.ru/wp-content/gallery/107-russkie/2020.jpg

http://casual-clothes.ru/img/426/20130821234815578.jpg

http://fb.bashenc.ru/CH/CHUVASHI_2.jpg

http://forum.na-svyazi.ru/

http://3.bp.blogspot.com/

http://referat.znate.ru/

http://www.ami-informiert.de/uploads/

http://ru.chuvash.org/images/

Категория: Мои статьи | Добавил: Света (24.03.2016)
Просмотров: 394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: