«Мы живем в быстро меняющемся обществе, и наша школа должна успевать за его развитием, а в идеале и опережать его, потому что будущее рождается сегодня»
А. Асмолов.
«Я - ученик моих учеников» - под таким настроением Шалвы Александровича Амонашвили, может подписаться каждый учитель. Ведь изо дня в день, приходя на урок, мы не только учим своих учеников но и учимся у них. Это – дети, ученики дают вдохновение и труд, настроение и понимание, раскрывают культуру и ценностный смысл современного урока. Их сердце определяет силу, истину и высоту слова «Учитель».
Следовательно, для оптимизации обучения школьников с нарушением интеллекта необходимы способы коррекционно-педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов, использование оригинальных наглядных пособий, познавательных игр и заданий, несущих коррекционную направленность, создание занимательных ситуаций. Элементов неожиданности и новизны. Необходимо, чтобы даже самый трудный для понимания учебный материал подавался педагогом в яркой, интересной форме, активно действовал на различные анализаторы, стимулировал желание учиться.
Система коррекционных упражнений должна сформировать взаимосвязь между основными компонентами познания (действием, словом, образом), развивать произвольную память, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Залог успешного усвоения нового учебного материала – это способ его первичной подачи, эффект первичного восприятия, процессе которого должны быть активизированы все аспекты познавательной деятельности.
Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.
Для младших школьников учение – новое дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и «психикой» ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых мной на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снижающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
- Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.
- Эффективность игровых форм обучения и развития детей давно подтверждена многочисленными исследованиями. Именно игра помогает младшим школьникам намного легче и быстрее усваивать учебный материал, учит подталкивать мыслительную деятельность и фантазировать.
- Дети с нарушением интеллекта очень чувствительны, эмоциональны, ранимы и непредсказуемы.
- Учеба – труд, и труд нелегкий, особенно для детей с глубокой формой олигофрении, имбецилов. Интерес к учебе угасает быстро, если ребенок не видит результата своего труда. Вроде бы старается, вроде бы есть желание, а ничего не получается, как бы не старался. Интерес начинает угасать, дети или отказываются работать или делают это без всякого желания. Почему ребенок постепенно начинает учиться не тому, что хочет, а тому, что надо? Чтобы интерес к учению не падал, а наоборот только возрастал, активизирую познавательную деятельность учащихся, повышаю интерес к учению на каждом этапе любого урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальные особенности детей, и различные дидактические, иллюстрированные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.
Словесные игры.
Четыре группы игр:
- игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет"
- игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?"
- Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", «Назови одним словом"
- игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает« и др.
В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер, коммуникация.
- Основная задача учителя – создание на уроке атмосферы взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения. На интересном уроке работает каждый и работают все. Содержательной стороной такого урока является совместный поиск истинного научного знания. С позиции этого знания ученики учатся объяснять факты, явления, закономерности и развивают тем самым свои способности.
- Таким образом, коррекционно-развивающее обучение школьников с нарушением интеллекта призвано исправить дефекты развития познавательной деятельности, ориентируясь не на отклонения, имеющиеся у ученика, а на его возможности, которые должны быть максимально активизированы. Коррекционная педагогика дает учителю благодатную возможность творить, выдумывать, пробовать новые пути исправления нарушений психофизического развития ребенка и игровая деятельность в этом списке занимает одно из основных мест работы с детьми-олигофренами.
|